Уроки


Тема. Синонимы. Антонимы. Омонимы (урок-путешествие на планету Лексикология)
Цели:  

  • расширить представление учащихся о группах слов по значению, закрепить знания учащихся о синонимах, антонимах, омонимах,
  •  формировать умение сознательно подходить к пониманию значения слова и его употреблении в речи, 
  • развивать умение подбирать антонимы и синонимы к словам, 
  • обогащать словарный запас учащихся, 
  • воспитывать интерес к выбору будущей профессии
Оборудование: плакат с изображением Солнечной системы, словари, карточки с дидактическим материалом, звездочки с буквами, глобус, компьютер с подключением к сети Интернет, компьютерная презентация.
Межпредметные связи: астрономия, география
Ход урока

I. Организационный момент. Распределение работы в «космических экипажах»
Учитель. Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет космическое путешествие. И планета, на которую мы полетим, тоже будет необычной. Для начала полета нужно объединиться в четыре экипажа: «космонавты», «астрономы», «бортинженеры», «географы».
Словарная работа. Экипаж .1. Личный состав корабля, судна, летательного аппарата. 2.Пассажирская тележка на рессорах с дверцами и окнами, иногда с закрытым верхом.
Работа с компьютером: просмотрите видео по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=xdOMo_6UmnY
и познакомьтесь с информацией о профессиях
II. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация значимости материала для пятиклассников

Учитель. На предыдущих уроках мы выучили, что такое синонимы, омонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова. А сегодня убедимся в том, сколь хорошо вы знаете эту тему. Выполним упражнение «Ожидания»
Упражнение «Ожидания». Возьмите листочки бумаги и напишите на них свои ожидания от урока. Прикрепите их к плакату «Солнечная система».

 III. Совершенствование знаний и умений учащихся
Учитель. Перед тем, как отправиться в путешествие, проведем эстафету «В космическом пространстве». Она станет допуском к полету.
Эстафета  «В космическом пространстве»
Объясните лексическое значение слов
1.     Космический (относящийся к космосу )
2.     Космонавт (человек, летающий  в космос)
3.     Космос (Вселенная)
4.     Землянин (Тот, кто живет на Земле)
5.     Космонавтика (Совокупность отраслей науки и техники для исследования космоса )
6.     Спутник (космический объект, движущийся по орбите вокруг другого космического объекта, например, планеты)
Учитель. Вы хорошо знаете космические слова. За это получаете в награду звездочку с буквой «Л». В конце нашего путешествия из полученных букв мы составим слово. Итак, отправляемся в космическое путешествие!
Вот мы и прибыли на загадочную планету. Первая наша остановка  – страна Синонимов. Здесь живут слова-братья, которые всегда готовы прийти на помощь. Вспомните, какие слова называются синонимами.
Ответы учащихся.
Учитель. Жители этой страны  предлагают нам игру «Убери лишнее слово»
Игра «Убери лишнее слово»
1.  Лес, бор, дубрава, роща, площадь.
2.  Большой огромный, гигантский, маленький.
3.  Дорога, путь, трасса, шоссе, стоянка.
4.  Метель, вьюга, буран, дождь.
5.  Красивый, чудесный, прекрасный, плохой.
Учитель. Молодцы! В награду вы получаете звездочку с буквой «Е» (за каждое правильно выполненное задание учащиеся получают звездочку с буквой)
Словарная работа. Иллюминатор . 1.Художник средневековых рукописных мастерских. 2. Мастер, вручную разрисовывающий гравюры.                          3. Герметическое круглое или прямоугольное окно на судне, подводной лодке или в самолете.
Учитель. А посмотрите в иллюминатор на нашу Землю. Какая она сейчас красивая! Встает солнышко и освещает ее поверхность. Сейчас необходимо выполнить следующее задание : установить соответствие между словами на обозначение рельефа местности и их значением.
Игра «Установи соответствие»
1.     Озеро
2.     Низменность
3.     Хребет
4.     Плоскогорье
5.     Берег
6.     Долина
А) ровная плоская местность, расположенная между горами или холмами;
Б) природное или искусственное углубление, заполненное водой;
В) равнинная часть суши, абсолютная высота которой не превышает 200 метров над уровнем моря;
Г) ряд гор, расположенных в одном направлении;
Д) край земли, граничащий с поверхностью реки, озера, моря;
Е) высоко (свыше 500 м) поднятый над уровнем моря участок суши
Учитель. Как вы думаете, представители какой профессии занимаются изучением рельефа местности?
 Наше путешествие продолжается. Следующую остановку мы сделаем в стране Антонимов. Вспомните, что такое антонимы.
Жители этой страны приготовили для нас кроссворд «Спрятанное слово». Необходимо к каждому слову подобрать антоним. Подсказка : все слова на букву «а»
Кроссворд «Спрятанное слово»  (работа в группах)
1.     Конкретный
2.     Мирный
3.     Неряшливый
4.     Относительный
5.     Пассивный
6.     Синтетический
7.     Неологизмы
8.     Симпатичный
Ответы : абстрактный, агрессивный, аккуратный, абсолютный, активный. аналитический, архаизмы, антипатичный
Учитель. За задание получите звездочку с буквой «С».
Игра «Цепочка». Подберите к данным словам антонимы: ясно, современный, полезно, мягкий, ошибочно, наибольший, активный, пессимизм, тяжело, начало, антипатия, усталость.
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Вот и последняя остановка перед возвращением домой – страна Омонимов. Скажите, а какие слова называются омонимами? В этой стране происходит что-то странное. Жители планеты просят нас разгадать загадки-шутки.
1.     Какую страну можно носить на голове?
2.     Какой город летает?
3.     Какую речку можно срезать ножом?
4.     Какой остров никогда не постареет?
Учитель. Вы продемонстрировали знания не только по русскому языку, но и по географии.
Метод «Чистая доска»: учитель по одному вытирает те словосочетания, к которым ученики подобрали омонимы. Работа считается сделанной, если доска станет чистой.
Лист жести, крепкий мороз, глубокий овраг, пара сапог, мягкий характер, золотые руки.
Работа с текстом. Творческий диктант. Подберите из скобок слова, которые более всего подходят по значению ,и запишите деформированный текст.
Полет во Вселенную
Как (красиво, прекрасно, чудесно) в космосе! Отсюда наша Земля кажется (маленьким, небольшим, мизерным, крохотным) шариком. Так же мала и Венера, вторая по счету от Солнца планета. Ее поверхность (разжарена, рас печена, разогрета) до температуры в 400 градусов. Поэтому жить здесь невозможно. Ближе всего к Солнцу (находится, располагается, проживает, содержится) Меркурий. На ( красном, багряном, багровом, малиновом )Марсе уже холодно. С приближением к (гигантским, огромным, большим) планетам – Юпитеру и Сатурну – холод усиливается. Расстояние от Земли все увеличивается. Скорее поворачиваем корабль на Землю!
Просмотр презентации «Планеты-гиганты»
 Экспресс-контроль
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы возвращаемся на нашу планету Давайте возьмем в руки звездочки с буквами и составим из них слово. Что получилось?
-     А что такое лексикология?
ІV. Подведение итогов урока. Проставление оценок.
Упражнение «Ожидание».
Учитель. Давайте теперь посмотрим на нашу планету. Давайте теперь посмотрим на нашу Землю. Где бы вы ни были, а все-таки она самая красивая. А на ней прекраснее всего  - наша родная Украина. Так давайте мы пожелаем жителям нашей страны всего наилучшего: мирного неба над головой, счастливого будущего и всего самого наилучшего.
 (Учитель берет в руки глобус и высказывает свои пожелания, а вслед за ним – ученики)
V. Домашнее задание . Составить сказку о путешествии на планету Лексикология. Посмотреть на ссылках информацию о профессиях.













Немає коментарів:

Дописати коментар